АРТ-ТЕРАПИЯ


   С момента создания и по настоящее время социальные педагоги центра нашли и активно используют на практике очень эффективный и результативный способ реабилитации – средствами прикладного художественного творчества или арттерапию. Этот метод оказался наиболее доступным и показывает свою эффективность в течение 15 лет. Обучение художественно-прикладным видам творчества выступает как разновидность предпрофессиональной подготовки и является интересной досуговой деятельностью. Огромное значение приобрела творческая деятельность и в медицинской компоненте реабилитации. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата даже пассивные движения часто вызывают дискомфорт и боли, которые заставляют сопротивляться соответствующим упражнениям. Осмысленная же творческая деятельность обладает большей восстановительной ценностью, чем формальные, механические лечебные упражнения.

   В процессе реабилитации средствами культуры и искусства  работники центра решают следующие задачи:

•  развитие эмоционально-интеллектуальной сферы пациентов посредством восприятия лучших мировых образцов культуры;

•  развитие эмоционально-волевой сферы, формирование таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, целенаправленная деятельность;

•  обучение активному творчеству и сотрудничеству, умению включаться в сотворчество, в коллективный процесс восприятия и самовыражения через искусство;

•  развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и координации движений;

•  формирование определенных трудовых навыков при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями;

•  подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями.

   Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Количественный состав групп не превышает 10 человек. Продолжительность занятия от 15 до 45 минут в зависимости от состояния здоровья пациентов.

Предлагаются следующие виды художественно-прикладного творчества:

   Работа с бумагой и картоном (техника «оригами»). При этом осваиваются многие операции – складывание бумаги, раскраска, резание ножницами, склеивание. Приобретаются практические навыки в конструировании, формируются способности к нестандартному мышлению.

   Работа с красками, карандашами, мелками, фломастерами. Формируются навыки рисования, развиваются двигательные функции руки (целенаправленные движения  рук, кисти и пальцев во время рисования способствует развитию координации). Специально отобранные действия (плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, отдельные мазки, требующие точности движения, работа всей поверхностью кисти или ее концом) тренируют определенные группы мышц руки.

   Лепка из теста. Усвоение различных приемов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.) способствует разнообразию сенсорного опыта. Занятия лепкой развивает чувство осязания (пластика, форма предмета) обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму,  активнее работать пальцами, причем чаще всего всеми десятью, что способствует развитию мыслительной деятельности.

   Узелковое плетение макраме. Плетение макраме развивает пространственное воображение, координацию движений рук и глаз, математические способности, память, художественный вкус. Воспитывает характер - упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить начатое дело до конца.

   Работа в технике “изонить”. Развиваются интеллектуальные и творческие способности. Чтобы выполнить работу, пациент должен освоить методику, уметь правильно рассчитать количество петель, длину нитей, правильно подобрать сочетание цветов, моделировать. 

   Бисероплетение